Как приблизить обучение к реальной жизни

Бюджет в ВШЭ: проходные баллы

Несмотря на страшилки о проходном балле в 310 баллов из 300, пороги сильно разнятся. Так, проходной на новые и не самые популярные программы ожидаемо ниже, чем на старые и востребованные. Например, самый низкий балл в 2021 был на программу «Христианский Восток» — 227, это всего около 75 баллов за предмет. 

А вот самые высокие проходные для поступления в ВШЭ традиционно на программах, связанных с информатикой, прикладной математикой и лингвистикой. Так, в 2021 году минимальный балл для бюджетного места в ВШЭ на программе «Прикладная математика и информатика» составлял 310 за три предмета, это 100 баллов за каждый и максимум за индивидуальные достижения.

Таким образом, чтобы поступить наверняка, нужно выбрать максимально интересную для себя и не самую популярную специальность. Или подготовиться к ЕГЭ на высший балл, например, на курсах Вебиума.

Кто и почему возражает против индивидуализации

— С преподавателями — понятно. А сталкивались ли вы с тем, чтобы студенты сопротивлялись внедрению ИОТ?

— С яростным сопротивлением — нет. Были сложности с учёбой в смешанных группах в первый год внедрения новой модели в Тюменском университете. Но на самом деле, вы не поверите, больше всего претензий идёт от родителей!

— Почему? Что им не нравится?

— Они приходят в университет и начинают говорить: «Почему вы учите моего ребёнка не так, как учили меня 30 лет назад? Это было самое лучшее образование, верните, пожалуйста, его».

Университету нужно быть готовым коммуницировать с родителями, объяснять, почему происходят изменения, какие тренды разворачиваются, почему именно такие возможности открываются для студентов и так далее. И эти коммуникационные кампании должны быть регулярными. Когда люди информированы о том, что происходит, сопротивления нет.

Мы обычно говорим про опыт индивидуализации в ТюмГУ. За время работы с ними мы провели уже больше 50 выборных кампаний, и во всех было меньше 10% «молчунов» — тех, кто не сделал выбор за отведённое время. Их администрация распределяет на своё усмотрение. Я считаю, что показатель меньше 10% очень хороший для социальных систем

Он означает, что студентам действительно важно делать выбор

— Сопротивление родителей, о котором вы говорили, выглядит, с одной стороны, как проявление ностальгии в образовании. Но есть и такая позиция: раньше диплом вуза означал, что человек освоил конкретную профессию. И подразумевались в таких дипломах по всей стране более-менее одни и те же знания и навыки. А с индивидуализацией непонятно, чему на самом деле выпускник в вузе учился. Может, он набрал себе курсов по гуманитарным предметам, а выпустился как программист. Встречались ли вы с таким возражением против ИОТ и что можете на него ответить?

— Да, это одно из наиболее частых возражений, причём не только от родителей. В университетах тоже часто говорят: «Ну да, студенты сейчас навыбирают себе дисциплин, и какой мы им диплом выдадим?»

Обычно такие возражения появляются из-за того, что сотрудники недостаточно информированы о том, какая модель индивидуализации будет реализовываться. Как я уже говорил, разные подходы к индивидуализации не означают полной свободы выбора. Всё равно остаётся ядро, профессиональные дисциплины, их студент обязан освоить.

Если студент хочет получить диплом, например, инженера-программиста, то у него не будет возможности взять вместо теории алгоритмов философию Канта. Если выпускнику выдали диплом программиста, значит, он освоил всё, что университет считает обязательным для получения этого диплома. А вот вокруг обязательной части есть, конечно, надстройка, и как раз она может быть разной.

— Если подытожить, с какими проблемами чаще всего сталкиваются университеты при переходе к ИОТ, что чаще всего идёт не так?

— Первая трудность — целеполагание и ответ на вопрос «Зачем?». Если люди, принимающие в университете решения, не готовы на него ответить, то проект не случится. Нужна понятная мотивация, не просто следование моде. А если университет отвечает на вопрос, зачем ему индивидуализация, в духе: «Потому что её в „Приоритете“ требуют», то мы с ним работать не будем. С таким мотивом невозможны содержательные изменения.

Следующий вопрос: «Какую новую образовательную модель мы хотим запустить? Чем она будет отличаться от того, что есть сейчас?» То есть команда университета должна разработать концепцию новой образовательной модели.

Далее необходимо выбрать площадку для пилотирования модели, собрать команду перемен и запустить управление изменениями. Самое сложное — переход из логики функционирования в логику развития.

— В чём между ними разница?

— Первая предполагает, что у нас есть устоявшийся процесс — мы всегда делали такие учебные планы, так планировали нагрузку, так составляли расписание и так далее. И людям привычно жить в логике функционирования. А когда в систему вносят какое‑то возмущение, то нужно переключиться в логику развития и спроектировать изменения, а потом в проектной логике их реализовать и внедрить. И это многим даётся тяжело.

Именно для поддержки проектной логики мы работаем с университетами как консультанты. Помогаем поддерживать динамику проекта, регулярно внедрять изменения и отслеживать, чтобы процессы не скатывались в старое привычное русло. Потому что желание сделать по-старому очень велико.


Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Последовательность изучения дисциплин на юридическом факультете

В каждом институте и университете установлена индивидуальная программа, согласно которой проходит обучение будущих правоведов.

На примере плана обучения в Высшей школе экономики (ВШЭ) рассмотрим программу на 4 года. Список дисциплин:

  1. Первокурсникам преподают общие предметы: физкультуру, социологию, экономику, безопасность жизнедеятельности, философию; узкоспециализированные дисциплины: ТГП, историю отечественного государства и права, конституционное и римское частное право, правоохранительные органы.
  2. На 2 курсе проходят: уголовное (общая и особенная части) и гражданское (общая часть) право, административное, трудовое, международное право.
  3. Третьекурсники изучают: особенную часть гражданского права, предпринимательское право, гражданский и уголовный процесс.
  4. На 4 курсе: финансовое и международное частное право.

В отдельных вузах среди общих предметов на 1-2 курсах преподают русский язык, иностранный язык, математику, логику, культуру речи.

Во ВШЭ студенты получают еще один профиль — Minor. Направление предоставляет учащимся знания в непрофильных сферах, не относящихся к юриспруденции. Профиль можно выбирать к концу 1 курса. Например, программист может стать юристом или философом. Обучение по выбранному направлению проходит в назначенные дни.

В процессе учебы студенты также выполняют научные проекты и исследовательские работы в форме:

  • контрольных, рефератов и курсовых;
  • практических заданий;
  • уголовных и гражданских задач;
  • подготовки и участия в семинарах и т.д.

На последней сессии студентам предстоит сдача государственных экзаменов и защита диплома.

▍Магистратура

  • Как продолжение бакалавриата — студенты просто сдают профильные экзамены и продолжают обучение, как на старших курсах.
  • Как углубление специалитета — специалист с 5-6 курсами выбирает магистратуру, чтобы углубить и закрепить знания, получить дополнительный диплом, а иногда чтобы просто подольше побыть студентом (по разным мотивам).
  • Как способ получить дополнительное образование на базе высшего. Очень непростой челлендж: нужно выучить «чужой» профильный предмет и поступить в магистратуру (чаще всего на платное), проходя по конкурсу с родными студентами выбранного вуза. Впрочем, вполне возможная история и именно эта мотивация мне кажется одной из самых оправданных.
  • Начинайте готовиться примерно за год, минимум — с предыдущей осени. Возьмите план билетов к вступительным экзаменам и приступайте к разбору билетов. Если специальность сильно отличается от вашей (экономист пошёл в психологи, программист в инженеры), будьте готовы к тому, что вас будут ждать специфические трудности с предметами. На их преодоление нужно время.
  • Задавайте вопросы на тематических форумах, сайтах, в группах. Ещё лучше, если вы найдёте человека с выбранной специальностью и расспросите его о «секретах будущей профессии». 
  • Готовьтесь по нескольким источникам, работайте над подготовкой почти каждый день, повторяйте материалы.
  • На вступительных экзаменах позиционируйте себя как специалист, который заинтересован в обучении, а не идёт ради бумажки или галочки. Это производит хорошее впечатление и сглаживает возможные косяки ответа (если это не тест и не письменный экзамен).
  • Не нервничайте — это уже не обязаловка и не долг перед родителями, в просто ваше желание, ваш выбор. Никто вас не осудит за провал.

Магистратура

Сколько учиться: 2 года

Какой уровень образования нужен для поступления: бакалавриат или специалитет

Что получите по окончании: диплом магистра

Выпускник бакалавриата или специалитета может продолжить получение высшего образования в магистратуре, которая длится два года. 

Поступить в магистратуру можно на бюджетной основе, если у человека еще нет полного оконченного высшего образования или диплома «специалиста». При этом «дипломированные специалисты» могут претендовать на бюджетное место.

Российскую систему высшего образования часто критикуют за то, что бакалавры уходят «недоученными» и на деле не становятся настоящими специалистами в своей области. Завершить полный курс и получить настоящую специализацию помогает магистратура. 

Как правило, магистром определенной узконаправленной программы становится бакалавр, получивший диплом той же сферы. Например, магистратура по «Прикладной социальной психологии» подойдет бакалавру психологии. Тем не менее поступить на определенное, даже специфическое магистерское направление может любой обладатель диплома бакалавра. 

Но препятствия для того, чтобы за два года превратиться из журналиста в инженера, всё-таки есть. Поступление на некоторые направления предполагает сдачу вступительных испытаний, так что нужно будет либо серьезно готовиться к программе, либо иметь непосредственный опыт работы с похожими темами. 

Поступление в ВШЭ: личный опыт

Я поступала после gap year в 2019 году и выбрала в качестве программы мечты вышкинскую философию. Тогда проходной балл на эту программу был 338 за четыре предмета, то есть около 85 баллов за каждый. К 2021 году он вырос на 11 баллов — баллы обычно повышаются из года в год как в Вышке, так и в других топовых вузах.

И этот порог принадлежит вовсе не человеку, зачисленному на бюджет. Пороговый балл — это балл так называемой «зелёной волны».

Зелёная волна — «фишка» Высшей школы экономики. Это список абитуриентов, которые 100% не будут платить за своё обучение, если принесут оригиналы документов

Зелёная волна формируется на этапе поступления. Сначала объявляется конкурс только на бюджетные места. Потом с каждым «нет, я не к вам», полученным в процессе обзвона кандидатов, эта волна расширяется. А если выходит, что 80% бюджетных мест занимают олимпиадники (а при поступлении во ВШЭ это происходит достаточно часто), то вуз выделяет дополнительные места для «зелёной волны». 

Поэтому даже если вдруг поступление в Высшую школу экономики пойдёт не по плану и бюджета не хватит, любой абитуриент из этого списка будет учиться за счёт университета. Так получилось у меня: я никак не попадала на бюджетные места — большую часть из них заняли олимпиадники. Но нашу волну расширили, и я оказалась в «зелёном» списке. И хотя у меня на руках договор о платном обучении, фактически я за учёбу не плачу.

При поступлении я впрыгнула в последний вагон: было б хоть на балл меньше, не прошла бы

Поэтому так важно бороться за свои результаты на ЕГЭ и после него, на апелляции.. Эту историю можно прочитать в статье  «Разрешите оспорить: как подать апелляцию на ЕГЭ и отвоевать баллы».

Эту историю можно прочитать в статье  «Разрешите оспорить: как подать апелляцию на ЕГЭ и отвоевать баллы».

Но с обучением за счёт вуза не всё так просто. Такой статус накладывает несколько условий.

Во-первых, это ограничения по переводу на другую специальность или в другой вуз. Поступление в Высшую школу экономики за её счёт ограничивает перевод на другие программы: так, стоимость обучения на ней должна совпадать со стоимостью вашей. С постоянно растущими ценами уже буквально через год перевестись куда-то будет невозможно. А вот переводу в другой университет помешает статус студента-платника: даже бюджетники далеко не всегда могут получить бюджетное место. 

Во-вторых, строгое отношение к дисциплине. Серьёзного проступка будет достаточно, чтобы поднять вопрос о снятии с финансирования. Это прописано в договоре при поступлении в Высшую школу экономики. А платить самостоятельно всю сумму за годовое обучение не каждому под силу.

В остальном, отличий между поступившими по конкурсу и в «зелёную волну» нет: та же стипендия, то же отношение, те же льготы. Разве что можно похвастаться перед друзьями, что лучший вуз страны настолько в вас заинтересован, что готов сам платить вам за обучение в ВШЭ.

Какие вузы внедряют в образование индивидуальные образовательные траектории

— По вашей оценке, сколько вузов в России сегодня внедряют индивидуальные траектории?

— В последние полтора-два года их внедряют весьма массово, так что трудно всех назвать. Первым объявил о внедрении ИОТ Тюменский государственный университет шесть лет назад.

Но и до него разные вузы использовали модель индивидуализации. Например, в Высшей школе экономики достаточно давно реализуется система майноров. В модели Физтеха (МФТИ) студент изначально может заменить курсы в своей программе на те, что ближе к тематике его научной работы или к специализации. СПбПУ также реализовывал у себя модель индивидуализации.

— Все эти вузы — ведущие университеты с особым статусом, в том числе в прошлом — участники проекта «5-100». Сейчас тренд распространился шире?

— Да, массовому переходу на ИОТ способствовал запуск программы «Приоритет-2030». Всего из числа 106 победителей около 70 вузов намерены ориентироваться в своих программах развития на индивидуализацию образования. В целом в «Приоритете» индивидуализация — одна из стержневых идей. Это не значит, что на государственном уровне появился шаблон, и ему все обязаны следовать. Но государство видит этот тренд и считает его важным.

— Обычно вузы переводят на индивидуальные траектории лишь небольшую долю студентов, верно?

— Начинают с небольшого пилотного проекта — от 500 до 1000 первокурсников, два‑три института или факультета. Нужно минимум 500 студентов, потому что на масштабе, например, в 100 человек результаты сложно оценить. Получится игрушечный проект, честно скажем, для показухи. А верхний предел — 1000–1500, потому что с большим числом студентов в случае форс-мажоров сложно будет справиться. С объёмом пилотного проекта до 1000 человек можно без лишних рисков проверить гипотезы.

После апробации инструментов на пилотном проекте университет обычно масштабирует успешные наработки на всех студентов университета.


Фото: stockfour / Shutterstock

— Кстати, ставят ли вузы себе цель распространить ИОТ на 100% студентов?

— Это зависит от стратегии университета. У ТюмГУ, например, есть такая цель. Некоторые вузы более консервативны, они запускают небольшие пилотные проекты, смотрят на результаты и реакцию и постепенно, небольшими шагами, развивают новую модель.

Иногда вузы вообще не меняют модель образования на старых факультетах, а строят рядом с ними гринфилд — новую школу или факультет. Его обычно проще запустить в новой модели.

Но зачастую модель гринфилда сложно растиражировать на другие факультеты, потому что он создаётся как некая элитная школа, куда вуз вкладывает больше ресурсов, а весь университет таким стать не может.

— Всем ли университетам и направлениям нужна индивидуализация?

— Люблю этот вопрос. Университеты с консервативной позицией обычно говорят: «Индивидуализация — это, конечно, для них (имея в виду кого-то другого), но точно не для нас. У нас никакой индивидуализации быть не может». И такое можно услышать в вузе любого профиля.

На самом деле, как я уже говорил, существуют различные практики индивидуализации, а сам подход индивидуализации не подразумевает, что студент абсолютно всю программу обучения формирует сам. Такие примеры в мире тоже есть, но это радикальные случаи.

— А какие практики индивидуальных образовательных траекторий чаще встречаются?

— Если говорить о специфике конкретных дисциплинарных областей, то, например, в социогуманитарных науках большой полигон для индивидуализации — в выборе различных тем исследований и дисциплин.

Для инженерных наук индивидуализация связана либо с палитрой технологий, которую может изучать и затем использовать в профессиональной деятельности студент, либо с уровневой подготовкой. Дело в том, что базовые физика и математика в некоторых университетах зубодробительны для студентов. Чтобы они могли учиться, необходимо компенсировать разный уровень знаний, которые они имеют на входе, помочь адаптироваться к университетской программе.

В медицинском образовании, насколько я представляю, индивидуализация существует испокон веков. Студенты-медики осваивают некий общий свод знаний вначале, потом выбирают свою специализацию, а когда идут в ординатуру, ещё и углубляют её. И среди мировых практик индивидуализации можно найти такие, которые смогут улучшить какие-то части образовательного процесса и в медицинских вузах.


Фото: wavebreakmedia / Shutterstock

Преимущества посещения майноров

Для получения качественного образования многие студенты посещают дополнительные курсы, за которые нужно платить. В ВШЭ учащиеся имеют право изучить 4 дополнительных направления совершенно бесплатно.

Вы получите базовые знания по дисциплинам, которые не включены в вашу программу обучения. Если вы получите «10» по майнорам, то сможете увеличить свой средний балл, подняться на высшую ступеньку рейтинга.

Посещение майноров позволяет расширить кругозор, пообщаться с новыми преподавателями. На занятиях вы сможете проводить исследования, учиться программировать, проходить тестирования, решать современные кейсы.

Полученные знания позволят вам более уверенно общаться с незнакомыми людьми, что станет преимуществом при дальнейшем трудоустройстве. Также вы сможете расширить свое резюме, сделав акцент на полученные знания.

Специалитет

Это классическая для России форма образования. Она рассчитана на 5—5,5 лет. Поступить на специалитет можно после 11 классов школы или после колледжа.
Возможно получение второго и последующих высших образований, но на бюджет вы уже не поступите
(даже если за первое тоже платили). Выпускник получает квалификацию специалиста. В дипломе указывается конкретная специальность: «инженер», «стоматолог» и т. п.

Специалитет — оконченное высшее образование. Выпускник может сразу приступить к работе или продолжить учёбу в аспирантуре, чтобы получить учёную степень кандидата наук.

В 2022 году по программам специалитета чаще всего обучают по медицинскому, инженерному, военному направлениям, так как они сложные и требуют серьёзной теоретической и практической подготовки.

Преимущество выпускников специалитета в том, что человек получает глубокие знания по выбранной профессии. Количество часов на теорию и практику отводится большее, чем у бакалавров. Такое образование котируется на российском рынке труда. Диплом специалиста даёт возможность работать на должностях, недоступных бакалавру: преподаватель вуза, госслужащий, судья.

Ещё выпускнику проще построить карьеру в науке, так как он  может сразу поступить в аспирантуру.

Минусы специалитета в том, что надо учиться дольше, чем на бакалавриате, эта форма обучения есть не во всех вузах и такой диплом недействителен за рубежом. Однако в текущей политической ситуации взаимодействие со странами Европы в целом находится под вопросом.

Ещё один недостаток касается специалистов нового образца
(которые поступили на специалитет после 01.01.2011): они не могут попасть в магистратуру на бюджет.

Как получить второе высшее образование в России бесплатно

Читать подробнее

Больше практиков среди преподавателей

Студентов, которые упрекают высшее образование в чрезмерной академичности, можно понять. Среди разочарованных в вузовском образовании много тех, кто действительно не получил в своем университете актуальных практических знаний и после выпуска заново получал необходимые навыки.

Опрошенные эксперты ТюмГУ указывают на специфику российских университетов: на образовательный процесс влияет советская традиция — к программам до недавнего времени просто никто не относился как к рынку. Отчасти это связано с тем, что у самого российского предпринимательства пока совсем недолгая история. Оттого и бизнесмены в качестве лекторов выступают редко — можно лишь найти отрывистые новости о выступлениях Олега Тинькова и Сергея Галицкого в университетах. В то время как в Стэнфорде преподает, к примеру, основатель Instagram Кевин Систром. Результаты не заставляют себя ждать: выпускники первой пятерки университетов США создали 3 747 компаний и привлекли $72 млрд инвестиций. Компании, основанные только выпускниками Стэнфордского Университета, создали 5,4 млн рабочих мест и приносят ежегодно почти $3 трлн экономического эффекта бюджету США.

Но ситуация постепенно меняется и в российских университетах — растущий рынок онлайн-образования вынуждает (в хорошем смысле слова) университеты делать все больший упор на практические навыки в образовательном процессе. Например, ТюмГУ привлекает предпринимателей для преподавания: там запустили серию авторских курсов от бизнесменов и программу «Я — профессор». Любой предприниматель с реальным успешным опытом работы может подать заявку на создание авторского курса, пройти конкурс и читать лекции студентам. Так они узнают о бизнес-реалиях не из академической теории, а от реальных игроков на рынке.

К чему пришли

Исследование показало, на первый взгляд, очевидное: образовательно-карьерные траектории выпускников очень разные. Эти маршруты не сводятся к простым оппозициям: поступил в магистратуру или нет, совмещал работу и учебу или нет, находится сейчас в постоянной занятости или нет. Все устроено сложнее.

Путь «школа — учеба без работы — переход на постоянную позицию» больше не актуален. Учеба активно совмещается с работой как в бакалавриате, так и в магистратуре. Если в бакалавриате такой традиционный путь еще возможен, то в магистратуре он чреват сложностями при переходе в постоянную занятость.

На формирование образовательно-профессиональных траекторий влияют успеваемость и когнитивные способности, социально-экономический статус семьи, место проживания, выбранная специальность. По более длинным образовательным траекториям следуют те, чья успеваемость и социально-экономический статус были выше. Ранний выход на работу не всегда связан с более низкой успеваемостью и невысокими ресурсами семьи, а может быть карьерной стратегией с расчетом на более гладкий переход в постоянную занятость и высокую заработную плату.

Важно не спешить с выводами об успешности той или иной траектории, особенно применяя традиционную метрику заработной платы. Для капитализации образования необходимо время

К 25 годам часть молодежи только завершает образование и лишь начинает полноценно выходить на рынок труда. С другой стороны, зарплата не отражает всей сложности субъективного восприятия успешности траектории в образовании и профессии. У успешности есть спектр нематериальных метрик — социальная мобильность, самореализация, удовлетворенность работой и многое другое.

Понимание, насколько разнообразны траектории выпускников, позволяет лучше осознать свои особенности, предугадать их воздействие на жизненный и профессиональный путь, но не должно «закрывать двери» в ту или иную траекторию.

Выбор траектории обучения — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Гибкая система обучения в НИУ ВШЭ предполагает выбор студентом индивидуальной образовательной траектории, которая дает возможность получить знания именно в тех областях, которые для студента важны и интересны.Из дисциплин утвержденного учебного плана образовательной программы студент формирует свой индивидуальный учебный план (ИУП), содержащий не менее 60 кредитов (зачетных единиц) на один учебный год и в который входят:

    • все дисциплины из базовой части учебного плана (по умолчанию)
    • дисциплины вариативной части учебного плана, которые студент выбирает из списка в соответствии с правилом выбора (1 из 2,  2 из 4 и т.п.).
    • помимо базовых и вариативных дисциплин  факультеты могут предлагать своим студентам перечень общефакультетских факультативов. Студент решает, включить ли факультатив в свой индивидуальный учебный план или нет. Кредиты за эти дисциплины «набираются» сверх положенных 60 кредитов в год и предполагают полную ответственность студента за полученные по этим дисциплинам оценки.

      В НИУ ВШЭ существует несколько типов дисциплин (учебных курсов), названия которых явно не написаны в учебных планах, но в учебном плане содержится указание на тип дисциплины. Они отличаются друг от друга по целевой аудитории и условиям выбора и аттестации:

Подробнее

МАГОЛЕГО – или «дисциплины по выбору из общеуниверситетского пула» — устоявшееся название общего набора дисциплин обязательных для выбора студентами первого курса магистратуры всех образовательных программ.

МАЙНОРЫ – важная обязательная составляющая новой образовательной модели бакалавриата (год начала реализации — 2014). Майнор представляет собой «связку» непрофильных дисциплин, которая дополнит образовательный трек студента в университете.

ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКИЕ ФАКУЛЬТАТИВЫ –  учебные курсы по различным направлениям подготовки, могут изучать студенты ЛЮБЫХ факультетов/курсов/образовательных программ.  Особенность этих курсов в том, что их могут изучать не только  студенты Вышки, так и любые заинтересованные люди из других вузов Москвы и не только. 

МАССОВЫЕ ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН КУРСЫ

ПРОЕКТЫ — новый элемент образовательной модели бакалавриата (начиная с 2014 года), в которых могут участвовать студенты разных курсов и разных образовательных программ в зависимости от требований к участникам проекта. 

Помимо вышеперечисленного, у студентов есть возможность пройти обучение на платных дополнительных профессиональных программах для студентов в рамках проекта «ВЫШКА+», предлагаемых различными структурными подразделениями университета  .

Поощрение студентов, склонных к предпринимательству

Предприниматели уже давно стали лидерами мнений у школьников и студентов. Если раньше на постерах в общежитиях были актеры и спортсмены, то теперь почти каждый студент знает детали биографии Стива Джобса и Илона Маска. А последний еще и встречается с российскими студентами, пусть пока только онлайн.

Вузы тоже активно сотрудничают с предпринимателями. Например, в Уральском федеральном университете создали специальный личный кабинет для компаний-партнеров. В нем компания может описать характеристики проекта, для реализации которого она хочет привлечь студентов университета, а вуз, исходя из задач бизнеса, подберет команду. Получается формат win-win: бизнес может использовать знания и мотивацию студентов, а те приобретают уникальный опыт практической работы.

Планируется, что бизнес и Правительство РФ до 2024 года создадут в вузах 15 пилотных университетских стартап-студий, проведут 450 акселерационных программ поддержки проектных команд и студенческих инициатив.

Некоторые университеты уже развивают собственные программы поддержки студентов-предпринимателей. Например, в МФТИ есть успешные кейсы, которые привлекают многомиллионные инвестиции. В 2021 году выпускники университетского акселератора «Физтех.Старт» привлекли ₽139 млн инвестиций. 30 финалистов коннкурса-акселератора МФТИ «Летний пилот» привлекли ₽25 млн. Онлайн-курс университета на Coursera «Технологическое предпринимательство» прошли 3500 пользователей. При этом многие проекты студенты создали еще в университете при поддержке преподавателей.

Никита Никишкин, выпускник МФТИ, создатель проекта «Убиратор»:

«Главная мотивация заниматься предпринимательством для меня — это окружение. На Физтехе почти все студенты — настоящие электровеники. Среда заставляет тебя становиться лучше каждый день и это не просто слова. Лично меня вдохновил одногруппник, который летом после первого курса запустил свой онлайн-проект и уже на втором курсе купил квартиру маме».

Система «2+2+2»

Эта система позволяет студентам в первые два года обучения попробовать себя в классических дисциплинах вне зависимости от того, чем они планируют заниматься в дальнейшем. Она направлена на то, чтобы все студенты, независимо от дальнейшей специализации, могли изучать философию, социологию, математику, иностранные языки, попутно выбирая дополнительные дисциплины.

Кому-то это помогает определиться с профессией, а кто-то может передумать и резко сменить свою учебную траекторию в следующие два года бакалавриата, когда студенты начинают изучать более узкие предметы. Завершающий этап этой системы — магистратура. Теперь это не просто повторение первых лет обучения (как часто бывало раньше), а действительно самостоятельная учебная программа.

Система «2+2+2» зародилась в американских вузах в 1940-х годах. Тогда, после тяжелого экономического кризиса, правительство решило возложить на университеты две разные задачи: и обучение узким навыкам, и формирование общего мировоззрения, чтобы в будущем студенты могли приспособиться к меняющимся рынкам (то есть, к новым кризисам). Сейчас по этой системе работают около 10% американских вузов, а около 25% используют ее на отдельных направлениях.

В России о «2+2+2» заговорили после выступления президента перед Федеральным собранием в начале 2020 года. Ее развивают ИТМО в Санкт-Петербурге, Уральский федеральный университет, Высшая школа экономики.

Таисья Погодаева, руководитель программы развития ТюмГУ:

«Благодаря этой системе выбор направления обучения не становится одним и на всю жизнь: как минимум, каждые два года студент совершает самостоятельный выбор. Эта программа — часть общих изменений в высшем образовании. Университеты превращаются в корпорации, кроме академического подхода применяют и бизнес-идеи. Разрабатывают проекты, выпускают продукты на рынке образования. Не просто «приходите к нам, мы из вас сделаем человека», а работают с целевой аудиторией, изучают спрос, ставят гипотезы, проверяют их. Конкурируют с теми, с кем раньше не конкурировали — соцсетями, онлайн-платформами».

Какие майноры пользуются популярностью у студентов ВШЭ

На сайте ВУЗа вы найдете список предметов, которые предлагаются для изучения. Особенно популярны у студентов следующие направления:

  1. Медиа и массовые коммуникации. Занятия ведут приветливые преподаватели, они посвятят вас в историю кинематографа, научат создавать ролики. Полученные знания пригодятся, как гуманитариям, так и бизнесменам.
  2. Интеллектуальный анализ данных. Интересное направление для тех, кому нравится программирование. Однако, придется много усилий тратить на выполнение домашних заданий.
  3. Нейросетевые технологии. Данная дисциплина подходит для любителей программирования и математики. Вы можете писать курсовые работы, проводить исследования.
  4. Безопасность предпринимательской деятельности. Занятия ведут ведущие специалисты, постоянно разбираются задачи, которые взяты из жизни. Вы научитесь отслеживать схемы коррупции и мошенничества. Экзамен проводится в виде теста, который нужно решить. Данный минор вызывает интерес у студентов всех специальностей.
  5. Бизнес-информатика. Курс интересен, как гуманитариям, так и технарям. Вы получите знания, позволяющие понять схему организации бизнеса. В процессе обучения нужно выполнить одну контрольную, а также написать реферат. На семинарах нужно присутствовать обязательно, а также участвовать в дискуссиях.
  6. Менеджмент. Интересное направление, позволяющие изучить основы бизнеса. Вам предложат интересные кейсы, познавательные лекции, захватывающие семинары. Полезное направление для изучения.
  7. Правовая среда бизнеса. Преподаватели доброжелательно относятся к студентам, рассказывают интересные вещи. Контрольные работы достаточно простые, а семинары очень познавательны. Экзамен можно получить автоматом.
  8. Международные отношения. Вы получите представление о данном направлении деятельности. Полученные знания облегчат поиск дальнейшей работы. Преподаватели являются профессионалами своего дела.
  9. Психология. Вам предстоит выполнять различные тесты. Вы сможете заново оценить свои возможности, протестировать других людей. Интересное направление, позволяющее расширить свой кругозор.
  10. Современная культура. На занятиях вы узнаете, как создавали проектор или фотоаппарат. Итоговой работой является какое-либо исследование. На экзамене разрешают пользоваться учебниками, записями, справочной литературой, телефоном.

Вы сможете самостоятельно выбрать набор, состоящий из 4 предметов. Две дисциплины вы начнете изучать на втором курсе, а следующие две – на третьем. Дополнительные занятия позволят вам получить знания, необходимые для расширения кругозора.

Чем Лондонский экзамен отличается от внутреннего

Студенты говорят об «околоолимпиадном» уровне сложности у внутренних экзаменов, задания к которым составляет А. А. Фридман. «На лекциях мы проходим базовые модели, на семинарах средней сложности, а на экзамене должны решать закрученные. Это то же самое, если тебе дадут разговорник по немецкому языку, а потом попросят с ним перевести Гете в оригинале», — рассказывает Лера. Перед каждым промежуточным экзаменом она «штудировала учебники, записи всех семинаров и задания прошлых лет и при этом только-только перешла порог в 15 баллов на весеннем блокирующем экзамене.

«Каждый раз это что-то совершенно новое. Единственный вариант закрыть ее предметы — это сдать UoL на высокий балл. Раньше, до введения блока, многие получали 2-3 балла, а на Лондонском — около 70 и таким образом закрывали предмет», — делится мнением Полина. Она ушла с российской программы, потому что не смогла сдать экзамены и начала страдать от повышенной тревожности и панических атак из-за этого. Сейчас она учится только на лондонской программе. Лера и Полина, как и еще 76 студентов и выпускников МИЭФ, подписали петицию.

На вопрос о разном уровне сложности Лондонского и внутренних экзаменов А. А. Фридман ответила: «Задания, которые даем мы и Лондонский университет, не отличаются радикально, наоборот, мы часто пользуемся находками коллег, хотя и творчески перерабатываем задачи, чтобы проверить понимание. Простой экзамен для студентов — это не тот, где задачи простые, а тот, где они не меняются. Если я оставлю те же задачи, но поменяю только цифры — экзамен сразу же станет простым в глазах студентов. Но это не учеба, а имитация. Тогда студенты будут делать вид, что учатся, а я — что их научила. В своих экзаменах я не практикую ресайклинг (от англ. recycling — переработка, повторное использование), а в заданиях Лондонского университета элементы ресайклинга — не редкость. Таким образом, если сопоставить вариант внутреннего экзамена, состоящий из новых заданий, с вариантом внешнего экзамена, у студента может сложиться впечатление, что внутренние экзамены сложнее».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эксперт по товарам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: