13 лучших частных школ москвы

На что обратить внимание при выборе: рекомендации редакции Zuzako

Отдавать или не отдавать ребёнка в коррекционную школу – решение родителей, но в первую очередь они должны учитывать его состояние. Если он чувствует себя белой вороной и испытывает трудности при выполнении элементарных заданий, то лучшим решением будет получение образования в коррекционном учреждении.

Очень часто родители не готовы смириться с тем, что их ребёнок не такой, как другие, в связи с чем нанимают для него репетиторов с раннего возраста, чтобы малыш смог пойти в обычную школу, в которой ему становится ещё труднее, ведь там нет специалистов, умеющих работать с особыми детьми. Отстающему ученику чаще всего некомфортно с обычными школьниками. Он ощущает себя не таким, как все, а из-за стресса у него могут развиваться неврозы, апатия, депрессия и другие проблемы с психикой, частые болезни. Не стоит жертвовать комфортом малыша только ради того, чтобы он был такой же, как и другие дети.

Выбирать коррекционную школу для ребёнка необходимо ответственно

Обязательно следует обращать внимание на все нюансы, такие как месторасположение, тип, стоимость, наличие дополнительных услуг, преподавательский состав. Нелишним будет изучить на сайтах и форумах отзывы о разных школах, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя и куда лучше отдать ребёнка для получения компенсирующего образования

Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией и фото, размещёнными на нём. Уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий.

От квалификации и опыта преподавателей зависит качество образования. Конечно, можно просто самостоятельно посмотреть дипломы и опыт работы специалистов, но лучше обратиться к родителям, чьи дети учились или учатся в данном заведении, узнать информацию о квалификации, отношении преподавателей к ученикам.

В государственных учреждениях обучение бесплатное, а в частных заведениях за все услуги необходимо платить. При личном посещении школы необходимо уточнить полную стоимость образования и дополнительных услуг (кружков, массажей и т. д.), ведь родителям необходимо ориентироваться в этом.

Все перечисленные в нашем обзоре учреждения зарекомендовали себя только с положительной стороны и завоевали много хороших отзывов. Отдавая в один из них ребёнка, вы можете полностью быть уверенными в том, что сделали правильный выбор.

Как не ошибиться с выбором профильного класса

Убедитесь, что профиль подходит ребенку

Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором. 

Изучите все варианты

Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них. 

Оцените предстоящую нагрузку

В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам. 

Какие бывают профили

Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.

В  федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.

ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:

Профиль Предметы
Физико-математический Физика, математика
Информационно-технологический Информатика, математика, физика
Химико-биологический Биология, химия
Лингвистический Русский язык, литература, иностранный язык
Филологический  Русский язык, литература
Гуманитарный Русский язык, литература, история, обществознание
Социально-экономический Обществознание, география

Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.

В чем отличие коррекционной школы от обычной

В коррекционных учебных заведениях — детских садах, школах, школах-интернатах и в коррекционных классах, которые работают при обычных общеобразовательных школах, — созданы специальные условия, которые учитывают, какие дети учатся в коррекционной школе, — с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата или умственного развития:

Количество человек в классе небольшое (8-12 детей), что помогает учителям уделить больше внимания каждому ученику.
Учителя получили специальное образование или прошли профессиональную переподготовку для работы с особенными детьми.
Школьная программа адаптирована под особенности развития ребят с ограниченными возможностями. Так, например, в школах для глухих обучают языку жестов. Нет «лишних» предметов или тем, непосильных для особенных детей

Большое внимание уделяется развитию практических навыков: девочек обучают мастерству шитья, а мальчиков — столярному делу, чтобы выпускники могли получить профессию в будущем.
Поскольку требования к детям не завышены, а ориентированы на их возможности, ребята чувствуют себя комфортно: нет косых взглядов, насмешек, ощущения отсталости от остального класса.

Чем опасно отсутствие специальных условий для детей с инвалидностью

Специальные условия — не простая формальность. От наличия всех необходимых условий зависит — сможет ребенок учиться и успешно осваивать программу или нет. Бывают случаи, что при отсутствии специальных условий ребенок не может справиться с программой, которая рекомендована ему ПМПК, и её меняют на более простую. Часто это происходит не потому, что ученик не справляется с программой из-за своих особенностей развития, а потому, что в школе вовремя не создаются специальные условия — например, ученику не дают тьютора или логопеда. Некоторые варианты адаптированных программ по ФГОС сопоставимы с общеобразовательной и они дают возможность после школы продолжать учиться

Поэтому создать все необходимые условия для ребёнка, чтобы он осваивал доступный для него вариант программы, крайне важно

В какой школе может учиться ребёнок с ОВЗ

Каждый ребенок в России, независимо от наличия у него инвалидности и особенностей развития, имеет право на образование. Это право – гарантия общедоступности и бесплатности образования – заключено в 43 статье Конституции, в федеральных законах и международных договорах. Дискриминация по признаку инвалидности не допускается.

Дети с ОВЗ могут обучаться в любой школе, в которую родители пожелают их отправить.

Некоторые семьи предпочитают отдавать детей с ОВЗ не в специальные школы, а в общеобразовательные по разным причинам. Например, спецшкола может быть неудобно расположена. В таком случае родители должны возить ребёнка туда либо на машине, либо на общественном транспорте. Машины в семье может не быть, родители могут начинать работать рано утром и не располагать временем на долгую дорогу, либо ребёнок не может долго ездить в автобусах — например, боится.

В таком случае единственным и самым удобным выходом для родителей будет отправить ребёнка в ближайшую школу

Важно помнить, что дети с ОВЗ, как и любые дети, могут учиться в классе вместе с другими учениками

Плюсы специализированного обучения

В коррекционных классах школ обучается от семи до четырнадцати учеников. При большем количестве учеников ставка должна быть назначена еще на одного учителя. В этом случае формируется дополнительный корректирующий класс. Небольшое количество детей позволяет уделять каждому из них максимум внимания.

Положительной стороной такого класса является то, что работу со студентами проводят не обычные учителя, а педагоги-дефектологи. Эта специальность преподается в вузах. Дефектологи призваны работать с детьми, у которых сложный медицинский диагноз. Эти учителя могут найти ключ даже для самых трудных детей.

Логопеды работают со студентами, посещающими коррекционные курсы в школах. При необходимости такое обучение проводится индивидуально. С детьми, посещающими лечебный класс, работают психологи. При необходимости эти специалисты консультируют родителей.

В расписании корректирующих занятий учтено привлечение особенных детей. Он включает в себя простейшие упражнения и занятия. Это позволяет ребенку подниматься по учебной лестнице микроскопическими ступенями. Другими словами, такая специальная программа идет в ногу с задержкой развития учащегося.

Всех ли берут?

Плохо или нет для ребёнка – коррекционная школа, решать лишь родителям, ведь без их согласия в такое учебное заведение не возьмут. Отказаться учить вашего ребёнка в спецшколе не могут, принимают детей обычно с семилетнего возраста.

Но! Нередко бывает так: медицинское заключение на руках есть, а места, куда пойти учиться – нет. На практике чаще многие семьи сталкиваются с проблемой отсутствия учебного заведения нужного типа в своём родном городе.

Вот и приходится ломать голову: то ли пойти в ту спецшколу, что не подходит по показаниям, но куда предлагают чиновники из принципа «лишь бы запихать», либо переехать, где такая спецшкола подходящая есть, чтобы дать ребёнку должное образование.

Альтернативой обучения в коррекционных спецшколах сегодня выступает домашнее обучение, которое предусматривается законом «Об образовании». При этом помощь в оказании надомного обучения возлагается на близлежащее к месту жительства учебное заведение.

Учителя на протяжении всего образовательного процесса должны помогать родителям в виде консультаций и методической поддержки, а по окончании учебного года провести промежуточную и итоговую аттестацию. В принципе, ничем не отличается от предусмотренного для обычных детей самообразования, набирающего сегодня всё больше поклонников.

Если бы опять-таки не одно но: специально обученных с должной квалификацией учителей в близлежащей школе может и не оказаться.

Хотелось бы услышать родителей, кто сталкивался с такой проблемой, чтобы «не наступать на грабли». Ждем ваших комментариев.

Всего вам доброго!

«ШколаЛа»:)

Минусы коррекционного обучения

Одна из основных задач спецкласса — объединить детей с разными медицинскими диагнозами и с разными психиатрическими и психологическими проблемами. Не существует универсальной программы. Часто эти дети опаздывают по одному предмету и одарены по другому. Таким образом, ребенок может не разбираться в математике, но при этом рисовать как настоящий художник, криво писать, но иметь способность говорить на иностранных языках (к сожалению, в специальной программе они не предусмотрены).

Детей из социально незащищенных семей часто направляют в исправительный класс. Такие дети, лишенные родительской опеки, поначалу очень поздно развиваются. Однако при интенсивной учебе они быстро наверстают упущенное. В результате этим здоровым детям надоедает медленная школьная программа.

Какие бывают специальные условия для детей с ОВЗ

В Законе об образовании в РФ говорится, что под специальными условиями для получения образования учениками с ОВЗ понимаются условия, включающие в себя использование: специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные образовательные программы для каждого типа ОВЗ прописаны во ФГОС, каждая со своими особенностями. Во ФГОС также отмечается, что если у конкретного ребёнка есть тяжёлые множественные нарушения развития, уже адаптированная программа должна быть индивидуализирована для него. В таком случае ежегодно пишется Специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

СИПР разрабатывается для каждого ученика отдельно после обследования его группой педагогов, которые в дальнейшем с ним будут работать. В такой программе определяются зоны ближайшего развития ребёнка, ставятся учебные задачи, и два раза в год должен проводиться мониторинг освоения программы ребёнком.

Если в заключении ПМПК помощь тьютора или ассистента не прописана, но вы как учитель видите, что ребёнку такая помощь нужна, школа может по собственной инициативе предоставить её ему. Учитель может обратиться к администрации школы и попросить, чтобы этот вопрос решился.

Наполняемость классов при обучении ученика с ОВЗ

Если в вашем классе появляется ученик с ОВЗ, нужно учитывать, что количество детей в классе при этом законодательно ограничивается. Наполняемость предусмотрена санитарными нормами. Ими же предусмотрено, может ли ребенок, учитывая рекомендованный ему вариант программы, учиться в условиях инклюзии.

Наполняемость классов важно соблюдать, чтобы учитель мог максимально учесть потребности всех детей. Например, если в классе учится слабовидящий ученик по варианту программы 4.1 ФГОС ОВЗ, то количество учеников не может быть больше 25, а если таких ученика два — 20

Если в классе есть глухой ученик, обучающийся по программе 1.1 ФГОС ОВЗ, — количество учащихся не может превышать 20, если таких учеников два — то 15. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (варианты 4 по ФГОС ОВЗ) численность учеников в классе не может превышать пяти человек. Это означает, что школа, принимая ребёнка на очное обучение, не может оформить его в класс с 30 учениками. Нужно открывать малочисленный класс, в который могут прийти дети с аналогичными или похожими программами обучения.

Например, если в классе учится слабовидящий ученик по варианту программы 4.1 ФГОС ОВЗ, то количество учеников не может быть больше 25, а если таких ученика два — 20. Если в классе есть глухой ученик, обучающийся по программе 1.1 ФГОС ОВЗ, — количество учащихся не может превышать 20, если таких учеников два — то 15. Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (варианты 4 по ФГОС ОВЗ) численность учеников в классе не может превышать пяти человек. Это означает, что школа, принимая ребёнка на очное обучение, не может оформить его в класс с 30 учениками. Нужно открывать малочисленный класс, в который могут прийти дети с аналогичными или похожими программами обучения.

Сейчас из-за отсутствия таких малочисленных классов детей с ОВЗ иногда зачисляют в обычный общеобразовательный класс и отправляют на обучение на дому. Недавно мы в РООИ «Перспектива» проводили опрос среди родителей о том, по какой причине их дети обучаются на дому. Только 27,7 процентов родителей указали, что реальным основанием для перехода на надомное обучение стало наличие тяжёлого или длительного заболевания ребёнка, которое препятствует посещению школы.

Более половины родителей отметили, что причиной стала неспособность школы обеспечить специальные условия для очного обучения ребёнка. Опасность надомного обучения в том, что у ребёнка остается меньше возможностей для получения социального опыта, есть проблемы с качеством такого обучения, а родители, как правило, вынуждены помогать ребенку с многими учебными задачами

Родителям и учителям важно помнить, что никакие причины, кроме объективных медицинских факторов и желания родителей, не могут стать поводом для перевода ученика на обучение на дому. Наличие инвалидности не должно становиться причиной изоляции ребенка от сверстников

А именно это и происходит, если школа вместо создания специальных условий рекомендует родителям обучать ребенка на дому.

Какие ещё школьные рейтинги публикует RAEX

Одновременно с рейтингом по конкурентоспособности выпускников агентство выпускает ещё несколько ранжированных списков.

На тех же данных, что и основной топ-200, составлен список 300 лучших школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России. В нём не делается поправка на размер выпуска, и в результате позиции распределены не так, как в рейтинге конкурентоспособности. Больше всего первокурсников ведущих вузов в 2020 и 2021 годах подготовил Лицей Высшей школы экономики. Кроме российского топа-300 опубликованы аналогичные списки по федеральным округам и регионам.

Особенно интересны четыре профильных школьных рейтинга. Каждый из них включает 50 школ и строится так же, как общий список по конкурентоспособности выпускников. Но учитываются не все первокурсники, а только поступившие на определённые направления:

  • наибольшую долю конкурентоспособных выпускников, поступивших на «Технические, естественно-научные направления и точные науки», подготовил СУНЦ МГУ;
  • в рейтинге «Экономика и управление» лидером стал экономический лицей РЭУ имени Г. В. Плеханова;
  • в сфере «Медицина» первое место занял медицинский Сеченовский предуниверсарий;
  • по направлению «Социальные и гуманитарные науки» первое место у университетской гимназии МГУ.

Как отмечают аналитики RAEX, в распределении по профилям заметен региональный дисбаланс. Похоже, что наибольшие шансы поступить в ведущие вузы на экономико-управленческие направления — у выпускников лучших школ Москвы и Подмосковья. В соответствующем списке образовательные учреждения из столицы и области заняли 45 из 50 позиций. Почти четверть школ в топ-50 — частные. Но даже при том, что исследование охватило выпускников самых престижных школ, 72% поступивших на экономику и управление заняли платные места.

Список по техническим и естественным наукам показывает противоположную картину. В нём доля московских школ тоже высока, как и в общем рейтинге по конкурентоспособности, но они не преобладают. Частных школ в этом рейтинге и вовсе не оказалось. А поступивших на платные места выпускников за два года было лишь 14%.

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет шанса получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях страх оправдан: не все особенные дети успешно вливаются в обычное общество

Важно объективно оценивать способности и возможности своего сына или дочери. В каких-то случаях следует бороться за возможность обучения по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития

Учтите интересы собственного ребенка, взвесьте все «за» и «против»: возможно, ему понравится в коррекционной школе, где учитывается темп его развития и способности, где обучение дается легче, принося спокойствие и удовлетворение.

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Какими качествами должен обладать коррекционный педагог

Часто именно от такого специалиста зависит вся дальнейшая жизнь ребенка — и это не преувеличение. Высокие компенсаторные возможности мозга сохраняются до 3-5 лет: качественная работа педагога с детьми, особенно этого возраста, помогает сгладить и даже полностью убрать отклонения, либо как минимум избежать усугубления ситуации в будущем. Именно поэтому готовность к полной самоотдаче очень важна для коррекционного психолога.

В этой работе необходимы и другие качества:

Ответственность, умение работать с большими объемами информации. Специалист может использовать только те методики и технологии педагогической науки, которые уже прошли многократную проверку и хорошо себя показали. Работа с особыми детьми — не поле для бездумных экспериментов.
Терпеливость, способность к состраданию и доброжелательность.
Высокая стрессоустойчивость. Работа специального педагога предполагает огромную эмоциональную нагрузку, не все способны ее выдерживать.
Настойчивость. Нельзя опускать руки и признавать, что ребенку невозможно помочь, даже если обучение дается ему гораздо труднее, чем остальным.
Наблюдательность

Важно уметь замечать даже самые маленькие сдвиги в развитии ребенка.
Аналитические способности. Без них будет сложно подбирать подходящие методы работы и оценивать результаты.
Тактичность

Коррекционному педагогу нужно уметь общаться не только с детьми, но и с их родителями — и всегда быть осторожным в прогнозах и сдержанным в выборе фраз.

Это сложная работа — именно поэтому хороших специалистов всегда не хватает, а опытным профессионалам не приходится долго искать подходящую вакансию.

Как устроены спецшколы и что они дают?

Можно выделить несколько главных моментов, которые родителей интересуют больше всего, когда они принимают решение о переводе ребёнка в спецшколу.

  • В первую очередь, все виды специализированных коррекционных учреждений, за исключением последнего 8-го, дают детям основное и общее среднее образование, что при выпуске подтверждается документом установленного государственного образца. Выпускники 9-11 классов сдают положенные им аттестационные экзамены, вопросы к которым разрабатываются с привлечением педагогов с коррекционной квалификацией. Лишь выпускники школ 8-го вида получают документ (свидетельство) об окончании и характеристику с перечнем работ, которые они могут выполнить.
  • Во-вторых, нельзя забывать, что спецшкола — это не штамп на всю школьную жизнь. Обучение в спецшколе не закрывает возможности ребёнку перейти в обычное учебное заведение, если он справляется с программой, и его вид заболевания это предусматривает. Делается такой перевод на основании решения местного управления образования вместе с психолого-медико-педагогической комиссией. Например, 5-ый и 7-ой виды спецшкол такую возможность предусматривают прямо в законе.
  • В-третьих, в таких специализированных учреждениях ребёнку с отклонениями обеспечивается поддержка его здоровья и профессиональное лечение, чем не могут похвастаться обычные школы с имеющимися в них корректирующими классами. В зависимости от вида корректирующей школы вместе с обучающим процессом в обязательном порядке проводится нужное медикаментозное лечение, физиотерапия, в них работают психологи и врачи лечебной физкультуры.
  • В-четвёртых, средняя численность учеников в классах не более 12, что даёт возможность уделить больше внимания каждому.

Стоит отметить, что нормативный срок освоения школьной программы у «особенных учеников» может варьироваться в зависимости от заболевания, но в основном это 12 лет. В 1-м и 2-м видах в начальной школе «засиживаются», как правило, на пару лет дольше, чем в обычной.

Но, независимо от срока обучения, все спецшколы направлены на то, чтобы ребёнок прошёл общеобразовательный уровень и получил трудовую и социальную подготовку, выйдя с порога учебного заведения в самостоятельную жизнь.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20. 

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

На чём основан рейтинг конкурентоспособности

При ранжировании школ учитывались данные о приёмных кампаниях университетов, входящих в топ-50 другого рейтинга RAEX, — 100 лучших вузов России. Для школьного рейтинга за 2022-й исследовали поступление в 2020 и 2021 годах как на бюджет (по общему конкурсу, по результатам олимпиад, по целевому набору), так и на платные места.

Место школы в рейтинге конкурентоспособности показывает долю её выпускников в числе первокурсников ведущих вузов. При этом с помощью разных коэффициентов учитывается, на каких основаниях абитуриент прошёл в вуз (больше всего баллов приносят олимпиадники), а также место университета в топ-50 и средний балл ЕГЭ поступивших. Чем они выше, тем выше коэффициент для расчёта баллов. То есть выпускник, поступивший в МГУ — учреждение, лидирующее в рейтинге вузов, — приносит школе больше баллов, чем первокурсник любого другого вуза.

При этом в расчёте итогового балла учтён размер школы — сколько всего выпускников она подготовила в рассматриваемые годы. Из-за этого более крупные школы не имеют в рейтинге преимуществ перед небольшими учебными заведениями.

На что ориентироваться при выборе профиля

Результаты ОГЭ

В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.  

Способности и склонности

Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.

Предметы ЕГЭ

Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени. 

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом

Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Вид расстройства

характеристики

               ЗПР

                УО

Характер

Обратимый

Необратимый

Вид нарушения

Замедление темпа психического развития

Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций

Масштабность

Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже

Тотальность – страдают практически все функции

Первичный дефект

Частичное повреждение базальных структур

Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности

Как развивается

Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.

Сверху — вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции

Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.

Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.

Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Эксперт по товарам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: