«Лифт»
«С ними явно не цацкались отцы, Пасха без мацы»
Маца — сухая пресная лепёшка из муки и воды, единственный хлеб, разрешённый в еврейский праздник Песах. Песах отмечается весной в честь исхода евреев из Египта и иногда совпадает по времени с христианской Пасхой, поэтому их часто путают. У советских евреев-интеллигентов, плохо знакомых с традициями предков, часто на одном столе встречались куличи и маца.
«В какой-то момент мне казалось, что вокруг меня одни евреи». Интервью с Катей Кронгауз Читать дальше…
«В зеркале лифта профиль горбит библейская скорбь»
Библейская скорбь, или «вся боль еврейского народа», — отличительная черта евреев, по мнению других народов (а часто и самих евреев, по крайней мере, в ироничном контексте).
«Хоп-механика»
«Читающий еврей, но не Матисьяху»
Матисьяху, или Мэтью Пол Миллер, — регги-исполнитель еврейского происхождения, в прошлом такой же бунтующий подросток, как Оксимирон. А широкой аудитории он стал известен, когда был соблюдающим евреем и выпустил нашумевший клип на трек «Иерусалим».
«Жёлтый символ на пиджаке — не эмблема Carhartt»
Жёлтый символ на пиджаке, очевидно, отсылает к звезде Давида из ткани жёлтого цвета с надписью «Jude» («Еврей») в центре, которую должны были нашить на всю свою одежду евреи в оккупированных нацистами странах. А Carhartt — это американский бренд одежды, к евреям отношения не имеет, но значок-эмблема у них действительно жёлтый.
«Намешано»
«Вечный жид-2 — десять лет спустя»
Жид — ну сами понимаете. Вечный жид — легендарный Агасфер, еврей, отказавший в отдыхе Иисусу, когда тот нёс крест на Голгофу, и в наказание обречённый на вечные скитания по миру до второго пришествия, популярный персонаж в европейской литературе и искусстве. А «Вечный жид» — дебютный альбом Оксимирона, вышедший, действительно, в 2011 году.
«Из рук Мадонны, губ Лилит»
Лилит — персонаж еврейской мифологии и, по каббале, первая жена Адама. В современной культуре считается невероятной красоткой, демонессой и соблазнительницей, а в более древней традиции — злым потусторонним существом, вредящим роженицам и убивающим младенцев. Кажется, первое расставание в истории очень плохо повлияло на Лилит.
«Агент»
«Мой позывной запросит МИД: Агент Борат, 7:40Все хором: иностранный агент»
«7:40» — песня на старинную еврейскую мелодию, которая стала негласным символом советских евреев. Но вообще эта музыка, как и танец под неё, известна во всём мире: вот, например, отрывок из французской комедии «Приключения раввина Якова», где под неё отплясывает Луи де Фюнеc.
Борат — главный герой одноимённой британско-американской кинокомедии. Сам персонаж из Казахстана, но играет его Саша Барон Коэн — наверное, один из самых известных современных актёров и сатириков еврейского происхождения, так что мы решили оставить его в словаре.
«Наймит перебежал, здесь эмси Биробиджан»
Биробиджан — город на Дальнем Востоке, столица Еврейской автономной области. То есть, похоже, наймит перебежал в еврейскую тусовку.
Конфликт с Жиганом
Клип начинается с заставки «Следующее видео могло выйти 1 ноября 2011 года, но выходит ровно десять лет спустя». После этого появляется чёрно-белое архивное видео, как мужчина требует извинений от связанного молодого Мирона Фёдорова, а когда получает их — бьёт его ладонью по лицу.
Мужчина на видео — рэпер Рома Жиган (Роман Чумаков, Джиган — абсолютно другой исполнитель), с которым 2011 году произошёл конфликт у тогда ещё участников объединения Vagabund Оксимирона и Шокка (он же Дмитрий Бамберг, настоящее имя — Дмитрий Хинтер). Рэперы периодически задевали его в треках. Например, в «Дегенеративном искусстве» они поют «лучше быть за СПИД, наркотики, и пи***асов», что отсылает к треку Жигана «Я против СПИДа, наркотиков и пи***асов». Возможно, было что-то ещё, потому что Оксимирон читает про Шокка: «Я угорал над их рифмой, стебал за стиль, а он угрожал при конфликтах и лично цеплял родных».
В конце октября после концерта в Москве Жиган и ещё несколько вооружённых людей в масках ворвались на съёмную квартиру, где находились рэперы, и силой заставляли их извиниться за «задевания» в треках. У двух бывших участников Vagabund были разные взгляды на ситуацию, о чём Бамберг неоднократно рассказывал.
1 ноября 2011 года Оксимирон опубликовал видео, где он, стоя на Дворцовой площади в Петербурге, публично извинился перед Жиганом и объявил об уходе из Vagabund, обвинив Шокка в отъезде из России. К тому времени Рома Жиган начал выкладывать фрагменты с «лещами» Шокку на YouTube, что породило один из главных мемов русского рэпа начала десятых. «Лещи» в то время могли сильно влиять на карьеру и считались максимальной степенью унижения в рэп-конфликтах: например, получив удары от Димасты, рэперы группы «Грехи отцов» Jubilee и Галат (спустя годы станет продюсером группы «Френдзона») надолго пропали с радаров.
Важно, что Шокк на слитых видео стоял на коленях, а Оксимирона снимали на диване и ничего с ним не делали. Бамберг в интервью рассказывал про условие после инцидента в квартире: «Если мы на следующем концерте извиняемся за песню „Дегенеративное искусство“, то кадры из квартиры не попадут в сеть»
Шокк не извинился, из-за чего жёсткие моменты с ним попали в сеть. До клипа «Кто убил Марка?» фрагменты со стоящим на коленях Оксимироном не публиковались (кроме момента, который длился доли секунды).
Фёдоров сам опубликовал эти кадры и неоднократно отсылался в «Кто убил Марка?» к компромату: «Молчание — это клад, золото либо кляп. Но я не подозревал, как оно изменит меня». Тема с неопубликованным видео проходит через всю 10-минутную песню, которая является своеобразной рефлексией на тему того, как один момент повлиял на его дальнейшую жизнь.
Мирон Фёдоров уехал из России в девять лет — сначала в Германию, а потом в Британию, где учился в Оксфорде на факультете английского языка и литературы. Это сильно проявляется в его раннем творчестве, а в числе первых треков Оксимирона, получивших известность среди пользователей форума Hip-Hop.ru, — «Лондон против всех» в двух частях.
На том же форуме Мирон начал участвовать в онлайн-баттлах, участники которых сдавали треки на заданные темы. В 2009 году к рэперу пришла локальная популярность благодаря «14-му Независимому баттлу Hip-Hop.ru», где он дошёл до полуфинала. При этом в сольном творчестве проявлялась та же агрессия, что и в турнирах — знаковым треком тех лет является «Я хейтер».
В том же отрывке Оксимирон упоминает, как в то время вместе с Шокком (уже во времена Vagabund в 2010 году) «диссил всех: Касту, Димасту, Басту, Жигана, Джигана». Помимо Жигана, самый известный случай из перечисленных — лозунг «Н***й Касту». Участники ростовской группы в недавнем выпуске «Вписки» сами вспоминали ситуацию. «Если бы не Влади, то мы бы ему вломили», — рассказал Шым, упомянув, что Оксимирон потом извинился за свои слова.
Осмысленность
Как бы вы ни относились к творчеству 25/17, но на новом EP мы получили самую богатую c точки зрения текстовой составляющей работу за 2020 год. По крайней мере, до выхода альбома Хаски. Бледный продолжает гнуть линию и дарить слушателям музыку, приглашающую в первую очередь осмыслить, а не покачать головой в такт. Впрочем, как справедливо заметил артист, даже в его молчании больше смысла, чем в альбоме любого фрешмена. А в этих 15 минутах больше смысловой нагрузки, чем в дискографии всех прозападных новичков вместе взятых. Правда, соревноваться уже не с кем, претензия на глубину давно не в тренде. И всё же, может остались люди, желающие осмыслить текст? Для них и создан EP 25/17.
Название обозначает, что это именно истории. Они наполнены образами, воспоминаниями. Авторы вольны рассказывать байки, как пожелают, а слушатель, в свою очередь, интерпретировать их как сумеет. Бледный читает от имени ножа, называет себя кирпичами, цыганским опием, цементом, футбольным мячиком . Даёт отцовский лещ педиковатым фрешменам.
Нашлось место и рассказам о юности (Фонтан) и обрывкам из жизни крупных российских литераторов (Наследие) и даже целой истории о чудище (Левиафан). При этом Бледный не наставляет на слушателя ствол на путь истинный.
Здесь не вворачивается даже типичный призыв «начать с себя». А что же? Слушателю просто предлагается высокий уровень текста, богатый острыми строчками и метафорами. Вы удивитесь, но в байках всего одно упоминание о косяках и ни слова про бабки и тёлок. Удивительно, но если заглянуть в историю, то мы увидим, что рэп не всегда тупил и восхвалял радости потребления.
Когда-то группа Каста писала истории, легенды, наводила мистики и учила высокому в формате речитатива. Те времена прошли и, чтобы хоть как-то ответить глупой, дрыгающейся под ритм биомассе, Бледный запросил поддержку Оксимирона и Хаски. Они и Нойз — единственные рэперы из высшего эшелона, кто способен выйти за рамки бесконечных куплетов про тёлок, накурку и бабло. Причём не задушнить, не выпалить в лоб и не брюзжать, а застелить бодро и сверкнуть кругозором. Это такая редкость, что внимательно слушаешь, а потом идёшь перечитывать текста
А ещё позвали Хэштега, ведь без него сейчас никак не привлечь внимание аудитории в интернете
Собственно гости заполняют треть эфирного времени и их появление оправдано. Hash Tag читает от лица представителя поколения Пепси и пейджера и подмечает, что его поколение уже загибается не от героина, как старые рэперы, а от пропаганды.
«Африканские бусы»
«Ты не фонтан, за баром бар — мистер РубинштейнНе пью на брудершафт за выгодный гешефт»
Мистер Рубинштейн — в честь Антона Григорьевича Рубинштейна назвали улицу в Питере, где сейчас существует множество модных питейных заведений. Но вообще-то он фортепианный гений.
Гешефт — слово на идише, заимствованное из немецкого языка. На немецком это «предприятие», а на идише — очень хитрое мероприятие. Вернее, бизнес, сулящий выгоду.
«Профиль — Мандельштам, эй, в личке — MORGENSHTERN»
Осип Мандельштам — российский поэт ХХ века. Писал прекрасные стихи, переводил европейских классиков, погиб в ГУЛАГе.
MORGENSHTERN — современный рэпер с еврейскими корнями. Алишер Моргенштерн — своего рода феномен 2020 года, и его имя в последнее время тоже часто всплывает в контексте его еврейства.
«Нон-фикшн»
«Они заодно, какое дело — Бейлис, Дрейфус?»
Бейлис и Дрейфус — Менахем Мендель Бейлис и Альфред Дрейфус, фигуранты двух самых заметных антисемитских процессов конца XIX — начала XX века.
В 1894 году во Франции офицера Альфреда Дрейфуса обвинили в шпионаже в пользу Германии, что всколыхнуло всю Европу и стало началом крупного социального конфликта между его обвинителями и защитниками. Через 10 лет Дрейфус был полностью оправдан.
А в 1911 году в Киеве Менделя Бейлиса обвинили в ритуальном убийстве 12-летнего мальчика-христианина, что тоже вызвало огромный всплеск антисемитских настроений. Бейлис провёл в заключении два года и был полностью оправдан в суде, после чего вместе с семьёй покинул Российскую империю.
«Кровавый навет и адренохром»
Кровавый навет — обвинение разных групп людей в том, что они совершают человеческие жертвоприношения или используют человеческую кровь в ритуальных целях. К несчастью, ещё с античных времён, а с XII века и по всей христианской Европе это понятие употреблялось в основном в еврейском контексте.
Самая известная разновидность кровавого навета — слухи, что евреи добавляют в мацу кровь христианских младенцев. Им не мешает даже то, что еврей вообще не может употреблять кровь в пищу — это запрещено кашрутом.
А адренохром — это кристаллы пурпурного цвета, продукт окисления адреналина. Раньше считалось, что адренохром может действовать на человека как психоделик, и в этом качестве он попал в современную культуру, в частности в книгу Хантера Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе».
«Окно в Париж»
«Я — идиш на бум-бэп, по-афроамерикански — клезмер»
Идиш, наверное, объяснять не нужно, но скажем, что это язык европейских евреев-ашкеназов. Он родственен немецкому, но в лексике много семитских и славянских заимствований, а письменность такая же, как у иврита.
Где учить идиш в «ТикТоке», на «Ютубе» и других сервисах Читать дальше…
Клезмер — традиционная музыка восточноевропейских евреев, возникшая, как считается, в XV веке в еврейских общинах Германии.
«По Бабелю я полтора жида»
Исаак Бабель — советский писатель и переводчик, военный корреспондент, родившийся в Одессе. Самое известное его произведение — цикл рассказов о революции «Конармия»
«Полтора жида» — отсылка к «Одесским рассказам» Бабеля. Так называли одного из героев, потому что «ни один еврей не мог вместить в себе столько дерзости и денег, сколько было у Тартаковского».
«Плюс, одним взглядом сгибал серебро, как Ури Геллер»
Ури Геллер — израильский фокусник, который прославился сгибанием ложек с помощью своего пронзительного взгляда.